Всему свое время

Я далеко не религиозный человек в обыденном смысле этого слова, но некоторые тексты Библии глубоко западают мне в душу. Они были написаны такими же людьми, как и мы, но когда я читаю их, я не перестаю удивляться тому, как глубоко могли смотреть древние авторы, каким философским пониманием мира они обладали.

Всем известно выражение “Всему свое время“, оно довольно часто употребляется в повседневной жизни. Но это высказывание – всего лишь начало одной из глав Екклесиаста, ветхозаветной библейской книги, авторство которой приписывается израильскому царю Соломону одними источниками и царю Озию другими источниками. В этой статье я хочу поделиться с вами тем, что меня затронуло в отрывке.

Вот она, эта третья глава Екклесиаста, о которой я говорю:

1 Всему свое время, и время всякой вещи под небом:
2 время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное;
3 время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить;
4 время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать;
5 время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий;
6 время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать;
7 время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить;
8 время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру.
9 Что пользы работающему от того, над чем он трудится?
10 Видел я эту заботу, которую дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в том.
11 Все соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца.
12 Познал я, что нет для них ничего лучшего, как веселиться и делать доброе в жизни своей.
13 И если какой человек ест и пьет, и видит доброе во всяком труде своем, то это – дар Божий.
14 Познал я, что все, что делает Бог, пребывает вовек: к тому нечего прибавлять и от того нечего убавить, – и Бог делает так, чтобы благоговели пред лицем Его.
15 Что было, то и теперь есть, и что будет, то уже было, – и Бог воззовет прошедшее.
16 Еще видел я под солнцем: место суда, а там беззаконие; место правды, а там неправда.
17 И сказал я в сердце своем: “праведного и нечестивого будет судить Бог; потому что время для всякой вещи и суд над всяким делом там”.
18 Сказал я в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные;
19 потому что участь сынов человеческих и участь животных – участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все – суета!
20 Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах.
21 Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
22 Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это – доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?

Меня в этом тексте покоряет внутреннее смирение автора. В каждой строке читается согласие на любые явления, происходящие в человеческой жизни. Это не просто согласие, это понимание того, что все в мире дуально и едино. Автор принимает как жизнь, так и смерть, как творение, так и разрушение, как любовь, так и ненависть.

Здесь нет осуждения за неправедные поступки, хотя царь не понаслышке был знаком с десятью заповедями. Мне очень близко это уважение к жизни и допущение, что в этом мире свято все.

Какой образ добродетельного христианина возникает в нашем воображении, когда мы говорим о праведной жизни? Настоящий христианин терпелив, богобоязнен, стремится лелеять в себе только положительные качества. Но где здесь место живому человеку, который может и злиться, и раздражаться, и совершать неблаговидные поступки?

Здесь же мы видим принятие и добра, и зла. Есть время обнимать, и есть время уклоняться от объятий.

Время плакать и время смеяться… Время войне и время миру… Просто время разное.

Мне когда-то знание, что для каждого события есть свой срок, помогло справиться с болью расставания с любимым человеком. Эту мысль мне донесла психолог, с которой мы работали. “Понимаешь, просто есть время, когда люди могут быть вместе, и есть время, когда люди больше не могут быть вместе. Время разное“, – сказала она.

И что самое интересное, если идти дальше по тексту, то мы видим позицию внутреннего непротивления и печали, и боли, и скорби. Это согласие проживать каждую эмоцию и чувство в положенное им время рождено из понимания, что мы не можем знать всего, что уготовал нам Бог, мы не можем видеть всю картинку в целом так, как видит ее он, и мы не можем до конца понять, будучи всего лишь маленькой песчинкой в океане бытия, зачем, для чего нам даны те или иные уроки (хотя, конечно, в наших силах делать попытки отследить причинно-следственные связи событий в нашей судьбе):

Все соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца.

Более того, автор говорит, что лучшее, что мы можем сделать – это прожить свою жизнь в простоте, наслаждаясь каждым ее мгновением. Этот текст – своего рода откровение о смысле жизни.

Зачем жить, если все преходяще, если ничто не ново в этом мире? И тем более, если все уже создано Богом, как прошлое, так и будущее, и нового мы создать не в силах? Царь видит смысл в том, чтобы благословлять текущий момент, быть здесь и сейчас, и даже необходимость труда, порой тяжелого, которую возложил на нас Бог, принимать как возможность насладиться плодами своей деятельности:

Познал я, что нет для них ничего лучшего, как веселиться и делать доброе в жизни своей.
И если какой человек ест и пьет, и видит доброе во всяком труде своем, то это – дар Божий.

Эта глава похожа на матрешку. Читаешь ее, и каждый раз видишь в ней что-то новое. Здесь есть даже упоминание про одномоментность прошлого, настоящего и будущего, и про его цикличность (по крайней мере, так это интерпретирую я):

Познал я, что все, что делает Бог, пребывает вовек: к тому нечего прибавлять и от того нечего убавить, – и Бог делает так, чтобы благоговели пред лицем Его.
Что было, то и теперь есть, и что будет, то уже было, – и Бог воззовет прошедшее.

Все живо во Вселенной, нет в ней смерти. Чтобы понять и прочувствовать то, о чем здесь говорится, попробуйте сделать упражнение.

Возьмите чистый лист бумаги и напишите себе письмо. Это письмо вы упакуете в конверт и спрячете до момента, когда пройдет год с его написания (вы можете установить и другие сроки – и два года, и пять лет, и десять). В письме вы можете писать все, что угодно: начиная от того, какая погода сейчас за окном, и заканчивая тем, как поживает ваша бабушка. Вы можете спросить себя будущего, помнит ли он о том, что вас так волнует сейчас, и как он к этому относится в том времени, через год. Вы можете спросить, живы ли ваши домашние животные и сохранилась ли та милая безделушка, которую вам подарили на День Святого Валентина.

Я уверена, вы испытаете странные и захватывающие чувства. Вот вы здесь в сегодняшнем дне сидите и пишете это письмо себе. И вы живее всех живых, ведь это ваша рука сейчас выводит буквы на бумаге, ведь это вы сейчас задумываетесь о том, какой бы еще вопрос придумать, ведь это вы сейчас чувствуете легкое волнение и возбуждение.

Но для вас в будущем вас сегодняшнего уже нет. Для вас будущего вы сегодняшний – это прошлое. Но каждый момент времени вечен, каждый момент жив, ничего не исчезает. Вы только подумайте: где-то далеко, в прошлом, от которого мы отделены годами, веками и тысячелетиями, сейчас – вот прямо сейчас – разворачиваются события, которые затем войдут в историю; где-то кипит жизнь, а где-то она журчит тихим размеренным ручьем. И для того прошлого все реально и наполнено жизнью, а мы еще не существуем. И с каждым моментом настоящего, с каждым моментом прошлого и будущего есть в нас незримые связи. Все едино.

Кстати, письмо в будущее можно отправить и по электронной почте. Есть англоязычный сайт, где можно выбрать и время отправки, и адресата. Через специальную форму вы пишете текст (русский язык поддерживается) и отправляете его себе любимому, заранее определив желаемое время получения послания в будущем.

Что мы видим дальше в тексте? Вот, казалось бы, повод для сокрушения и отчаяния: нет справедливости в мире, людские законы несовершенны, они нарушаются и работают так, как выгодно тем, кто имеет власть:

Еще видел я под солнцем: место суда, а там беззаконие; место правды, а там неправда.

Но и здесь автор смиряется с тем, что он считает несправедливым. Потому что он понимает, что все имеет место быть согласно замыслу Творца. Мы не знаем всей истории:

И сказал я в сердце своем: “праведного и нечестивого будет судить Бог; потому что время для всякой вещи и суд над всяким делом там“.

Древний царь размышляет о бренности и быстротечности бытия. Задумчиво говорит он о том, что вся человеческая цивилизация, вся культура – суть суета и тлен. И нет у нас права считать себя выше животных, потому что мы все – равноправные участники жизни. Все мы смертны и одинаковы перед лицом вечности. Вся мораль, материальные и духовные ценности – все суета, есть только вечный гимн живому:

Сказал я в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные;
потому что участь сынов человеческих и участь животных – участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все – суета!
Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах.
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?

Противоречие? Выше говорилось об отсутствии смерти как таковой, а ниже уже идет речь о том, что мы все бренны. Все верно. Мы и смертны и бессмертны одновременно. Так уж работает наша Вселенная.

И в заключении еще раз подчеркивается важность настоящего момента:

Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это – доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?

В этой части автор обозначает свою позицию относительно реинкарнаций: живем только один раз, говорит он. Но я где-то на уровне подкорки знаю, что мы придем на Землю еще раз, а может быть, и не один раз. Придем, как приходили прежде. Мы не сможем вернуться физически в прошлое, чтобы насладиться плодами своего труда, потому что вокруг нас будут другие люди, у нас будет другая жизнь и другие условия для ее проживания. Но связь с прошлым не теряется никогда, и на немыслимо тонком уровне мы будем способны возвращаться туда, где мы были счастливы прежде.

***

У каждого из нас есть свои любимые тексты. И один и тот же текст каждый понимает по-разному, исходя из своей картины мира. Главное, чтобы то, что нам близко по духу, помогало нам жить и быть счастливыми.

Я прочла все двенадцать глав Екклесиаста, и знаете, я увидела вовсе не умудренного жизнью старца, вещающего для потомков. Я увидела простого человека, который думает, сомневается, ищет ответы на извечные вопросы. Человека, пишущего свою книгу порой в смятении духа, временами пребывающего в  растерянности и разочарованности жизнью.

Но не смотря на то, что он чего-то не понимает в жизни, не знает, как объяснить, кроме как волей случая, неожиданное счастье, свалившееся на отъявленного негодяя и внезапную беду, выпавшую на долю благочестивого верующего, он продолжает верить, что Бог мудр и, если что-то случается, значит, есть на то неведомые нам причины, и в конечном итоге все, что происходит, служит всеобщему благу.

Татьяна Кляченкова

http://astroself.ru



Копирование материалов разрешено при указании авторства и прямой работающей ссылки на сайт http://astroself.ru

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>