Соединение Лунных Узлов с планетами. Эволюция представлений о качестве влияния Лунных Узлов

Голова и Хвост Дракона (Лунные узлы). Из «Трех книг оккультной философии» Генриха Корнелиуса Агриппы. Антверпен, 1531

Голова и Хвост Дракона (Лунные узлы). Из «Трех книг оккультной философии» Генриха Корнелиуса Агриппы. Антверпен, 1531

Соединение Лунных Узлов (далее – ЛУ) с планетами – довольно частое явление в натальных картах. Этой теме в отечественной и зарубежной литературе уделяется большое внимание, так как ЛУ несут важную смысловую нагрузку в контексте эволюционных целей и задач человека. В связи с этим вопросы трактовки подобных соединений занимают значительное место в практике консультирования современного астролога.

На протяжении известной нам истории астрологии представление о качестве влияния ЛУ менялось. В частности, представляется возможным выделить три группы точек зрения на предмет:

  1. Качества планеты усиливаются или уменьшаются в зависимости от природы планеты и ЛУ:

    1. злые планеты с Южным Лунным Узлом (далее – ЮЛУ) становятся менее злыми, а добрые теряют свои благоприятные качества;

    2. злые планеты с Северным Лунным Узлом (далее – СЛУ) становятся еще более злыми, а бенефики – еще более добрыми.

Об этом пишет в Центилоквиуме Гермес Трисмегист:

Северный узел в соединении с злыми планетами обозначает страшный вред и увеличивает зло этих планет, но если он в соединении с добрыми планетами он означает добро и увеличивает благоприятные свойства добрых планет. Однако при вынесении суждений относительно Хвоста дракона судить следует противоположным способом.

Ему вторят такие древние авторы как Веттиус Валенс и Абу Ма’Шар. В частности, Абу Ма’Шар пишет в своем труде “Краткое введение в науку о приговорах звезд”:

Некоторые ранние авторы утверждают, что Голова имеет качество увеличения, и если благотворные с ним, он увеличивает их счастье, а если злотворные с ним, он увеличивает их злость. Но Хвост имеет качество уменьшения, и если благотворные с ним, он уменьшает их доброту, а если злотворные с ним, он уменьшает из злобу. Поэтому, большинство авторов говорит, что Голова благотворна с благотворными и злотворна со злотворными, а Хвост благотворен со злотворными и злотворен с благотворными.

Среди авторов XX столетия этой точки зрения придерживался Ллевеллин Джордж.

Примечательно, что для светил соединение с любым ЛУ считалось чрезвычайно вредным и особенно, если между Солнцем или Луной и ЛУ было 12 градусов и меньше. Так, Абу Ма’Шар пишет об одном из способов, которым Луна становится зловредной:

… или она с головой или хвостом своего собственного дракона или с Головой или Хвостом, и между ними 12 градусов или меньше того, особенно, если Луна имеет касательство к одному из этих двоих. Что касается Солнца, то самая губительная вещь — это если между ним и Головой и Хвостом меньше 4 градусов вперед или назад.

Таким образом, ЛУ понимались как некие призмы, лупы, специфические точки на небосводе, проходя сквозь которые планеты усиливали или уменьшали свою силу.

  1. Независимо от качества планеты, планеты в соединении с ЮЛУ повреждаются, а в соединении с СЛУ – способствуют успеху и удаче в жизни человека по сферам планеты:

    1. ЮЛУ сокращает, ухудшает все то, что является выражением принципов и функций планеты;

    2. СЛУ увеличивает, улучшает все, что связано с функциями и принципами планеты в соединении с ним.

Голова Дракона. Затмение в Голове Дракона  (гравюра XVI столетия)

Голова Дракона.
Затмение в Голове Дракона
(гравюра XVI столетия)

С течением времени представление о влиянии ЛУ претерпевает изменения. Начиная с раннего средневековья, астрологи приходят к мнению, что качество влияния ЛУ не зависит от качества планеты. СЛУ всегда несет позитивное влияние, а ЮЛУ – негативное. Влияние СЛУ на планеты в соединении с ним похоже на влияние Юпитера, он повышает удачу, увеличивает блага для планеты, смягчает ее действие, если она малефик по природе. Влияние ЮЛУ на планеты в соединении с ним похоже на влияние Сатурна, он несет задержки, препятствия, вред планете, сокращает ее потенциал.

Этой точки зрения придерживались такие авторы как Абрахам Бен Эзра, Аль Бируни, Гвидо Бонатти. Однако, эти авторы все же сходятся во мнении со своими предшественниками о том, что светила ослабляются в соединении с ЛУ независимо от того, Северный это Узел или Южный.

Позднее этой позиции придерживались Уильям Лилли, Джон Партридж, Джон Миддлтон. В своей “Христианской астрологии” Лилли пишет:

Я всегда находил, что Голова Дракона равна любому из благодетелей, и когда соединяется со злыми планетами, то уменьшает их злостное значение, а когда соединяется с добрыми, то увеличивает добро, обещаемое ими. Что касается Хвоста Дракона, я всегда в моей практике находил, что когда он соединяется со злыми планетами, их злоба или предвещаемый вред за счет этого удваивались и утраивались, или чрезвычайно увеличивались. А когда он оказывался в соединении с любым из благодетелей, бывшим сигнификатором в вопросе, и дело согласно главному сигнификатору вполне выходило, и вероятно было завершение за короткое время, то все же всегда возникало много трений и беспокойства, много ссор и огромные противоречия, так что во многих случаях дело признавалось безнадежным еще до своего завершения; и если только главные сигнификаторы не были угловыми и хорошо укрепленными эссенциальными достоинствами, много раз все дело неожиданно обращалось в ничто.

Другими словами, влияние ЮЛУ подобно влиянию Сатурна, а СЛУ – Юпитера. Однако, сторонники этого подхода сходятся во мнении со своими предшественниками в том, что светила (Солнце и Луна) ослабляются в соединении с ЛУ независимо от того, Северный это Узел или Южный.

Среди астрологов XX-XXI века эту точку зрения разделяли Ян Кефер, Сергей Вронский, Джон Фроули.

  1. Планеты в соединении с ЛУ рассматриваются в контексте эволюционных задач души. Происходит накопление или отдача опыта по функциям планеты в зависимости от соединения с ЛУ. Для этой точки зрения характерен акцент на кармической составляющей теории астрологии.

К XIX-XX вв. с появлением астропсихологии трактовки положений ЛУ становятся более психологичными. Теперь ЛУ интерпретируются в контексте кармы и эволюционного развития души. Многими авторами ЮЛУ трактуется как что-то, имеющее отношение к прошлым жизням, к багажу древнего опыта души. СЛУ трактуется как направление вектора развития души. Так, Дейн Радьяр пишет в своей книге “Астрология личности. Представление астрологических понятий и идей в свете современной психологии и астрологии”:

Южный лунный узел в гороскопе всегда показывает линию наименьшего сопротивления; его положение по дому указывает точку самого легкого исполнения, что, в свою очередь, зависит от повторения подобных исполнений в прошлом, что создает навык или инстинкт; это то, что легко дается нам, воплощенным душам, как результат длинной цепи наследственности; это достижения прошлого, инструмент, который был создан, способность или склонность, унаследованная в момент рождения, для приобретения которой мы не поработали сознательно. Нужно ясно понимать, что этот врожденный дар или инстинкт не есть зло, и, следовательно, южный узел в гороскопе не означает сам по себе зла или разрушения. Если его и называют иногда “точкой саморазрушения”, то лишь потому, “то мы чаще всего следуем линии наименьшего сопротивления, делаем то, что нам легче всего делать, и поступая так, отказываемся от движения вперед к новым достижениям. Мы становимся рабами наших естественных талантов, вместо того, чтобы использовать эти естественные дары для нового развития; это отвлекает нас в сторону, ведет к гибели; если мы управляемы нашими врожденными способностями, вместо того, чтобы самим управлять ими, мы упускаем главную цель жизни.

Если северный узел — точка восприятия духовных сил, то южный узел — совсем не точка бессилия. Он означает врожденные способности, но в то же время означает то, что мешает приспособлению к новым условиям, ведь обычно оказывается, что жизнь до известной степени не дает использовать врожденные способности. Они тем или иным образом принадлежат прошлому, и если мы не поставим их на службу новой цели и не будем хорошо ими управлять, они послужат препятствием правильному росту новых жизненных способностей, тех, которые должны стать нашим следующим шагом вперед.

С другой стороны, рассматривая тип способностей, характеризуемых северным лунным узлом, мы обнаруживаем, что жизнь самыми различными способами заставляет нас развивать их. Жизнь призывает нас к этой силе и хочет излить на нас всю свою благодать, если мы повернемся в этом направлении, а не будем упорно поворачиваться к южному узлу. Если мы не делаем этого сознательно то может развиться психологический комплекс, разрывающий настоящее между прошлым и будущим, порождающий бессилие перед судьбой. Прошлое должно умереть, чтобы будущее могло жить. Если же мы отождествляемся со своими врожденными способностями, теряем себя в них, некий удар судьбы может лишить нас этих способностей, — чтобы вернуть нас к самим себе.

Эту точку зрения разделяют такие астрологи XIX-XXI вв. как Френсис Сакоян и Льюис Эккер, Константин Дараган, Александр Колесников, Елена Сущинская, Марч и Мак-Эверс, Владимир Горбацевич, Ольга Ломакина.

Здесь следует заметить, что понимание ЛУ как кармических показателей гороскопа было изначально характерно для индийской астрологии. Оттуда же к нам и пришли основные постулаты о сакральном значении астрологии. Но в силу того, что менталитет западного человека отличается от философии Востока и имеет уклон в сторону практического, бытового использования астрологии, вопросы кармы и духовности долгое время оставались гораздо менее востребованными в западном направлении астрологии, чем в Джйотишь. И лишь к XIX веку идея анализа положения ЛУ как показателей главных задач развития души получает широкую популярность в западном направлении астрологии.

По ссылке в таблице “Что такое Лунные Узлы” доступна компиляция цитат о природе влияния ЛУ на планеты в соединении с ними (цитаты из трудов указанных в статье авторов на русском и английском языках).

Поскольку мы не имеем в распоряжении адекватных инструментов для исследования взаимосвязей событийного ряда предшествующих воплощений и параметров гороскопа рождения, на данный момент не представляется возможным установить истинность или ложность точки зрения, выделенной в последнюю группу.

Однако, у нас есть возможность выявить характер влияния ЛУ на планеты в соединении с ними на примерах гороскопов наших современников в контексте событий их жизни. Об этом пойдет речь в следующей статье.

Татьяна Кляченкова



Копирование материалов разрешено при указании авторства и прямой работающей ссылки на сайт http://astroself.ru

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>